(далее ОППП) оказывает социально-психологическую и социально-педагогическую помощь получателям социальных услуг.

Целью деятельности отделения психолого-педагогической помощи является организация социально-психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса путем реализации комплекса диагностических, коррекционных, просветительских, консультативных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития и социализации личности несовершеннолетних.

В ОППП функционируют кабинеты: педагога-психолога, учителя- логопеда, учителя-дефектолога, учебные классы для подготовки детей к школе, кабинеты воспитателей, где проходит целенаправленная работа по повышению коммуникативного потенциала детей, сенсорная комната, комната песочной терапии, компьютерный класс, кабинет ИЗО, трудотерапии и др.

Специалисты ОППП работают по следующим направлениям: психолого-педагогическая диагностика, психолого-педагогическое консультирование, коррекционно-развивающая работа.

Коррекционно-развивающая работа включает:

            -реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-психолого-педагогического сопровождения с учётом особенностей психофизического развития;

-выбор оптимальных для развития ребенка коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

 -организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;

 -коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;

 -формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников.

Консультативная работа включает:

          -выработку рекомендаций по основным направлениям работы с детьми, единых для всех участников коррекционно-развивающего процесса;

-консультирование специалистами учителей, воспитателей и родителей по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с детьми;

        -консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка;

       -реабилитационную работу с семьей, обучение родителей и других членов семьи методам взаимодействия с ребенком.

Заведующая отделением психолого-педагогической помощи Булатхажиева Зайдат Супьяновна.  Окончила Грозненское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов, воспитатель ГПД и Чеченский государственный педагогический университет (факультет специальная психология и дошкольная дефектология, направление логопедия). Стаж работы 32 г.

Перечень услуг, оказываемых отделением психолого-педагогической помощи:

1.Социально-психологические:

– социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений;

– проведение психологической диагностики и обследования личности;

– психологическая коррекция (индивидуальные и групповые занятия);

– занятия в сенсорной комнате;

– индивидуально-коррекционные занятия с использованием аппарата БАК;

– занятия в кабинете ИЗО с психологом-арттерапистом.

2. Социально-педагогические:

– социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;

– индивидуальные и групповые занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда с использованием аппарата ТОМАТИС, учителя по формированию учебных навыков;

– обучение родственников практическим навыкам взаимодействия со своими детьми.

3. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг:

– индивидуальные и групповые занятия с воспитателем, направленные на обучение навыкам самообслуживания;

-занятия, направленные на формирование навыков поведения в быту и общественных местах;

-занятия на формирование коммуникативных навыков, расширение представлений об окружающем мире, о себе.

Занятия в сенсорной комнате –

это одна из методик по коррекции поведения ребенка посредством оживления чувств и побуждения личности к развитию. Окружающая среда в этом помещении направлена на стимулирование органов осязания, обоняния, зрения, слуха и вестибулярного аппарата. Подобная комната активизирует сенсорные функции детей и оказывается положительное влияние на их психическое развитие. Эта коррекция аутизма позволяет предотвратить сенсорное голодание ребенка, побуждает развитие предметной деятельности, прививает навыки зрительного восприятия и сосредоточенного внимания, а также способствуют развитию речи.                

Занятия в сенсорной комнате позволяют:

– снять тревожные невротические переживания

– создать эмоционально спокойное

настроение;

– избавиться от страхов;

– вызвать приятные переживания.

Сухой бассейн.

Песочная терапия –

еще один метод коррекции. В ее основе лежит возможность самовыражения. Песок, вода и небольшое количество маленьких фигурок животных и людей или других предметов способны помочь малышу раскрыться посредством выражения своих чувств и эмоций, трудно передаваемых через слова. Песочная терапия позволяет ребенку с различными нарушениями в развитии справиться с комплексами и ощутить себя свободным и защищенным человеком.

Заниматься в интерактивной песочнице могут дети с 1 года. С использованием интерактивной песочницы можно построить индивидуальный маршрут ребенка по работе или профилактике с ЗПР, ЗРР, ЗМР, СДВГ, ДЦП, синдром Дауна. Работу с песочницей используют в индивидуальном, групповом формате, а также в семейном консультировании. Использовать интерактивную песочницу в своей работе с детьми могут: воспитатели, психологи, дефектологи, логопеды, учителя, специальные педагоги.

Метод совместного рисования – это особый игровой метод, в ходе которого педагог вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

Использование совместного рисования на занятиях по ИЗО возможно после того, как налажен эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Метод совместного рисования предоставляет новые возможности:

1. Возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям.2. Ситуация совместного рисования дает новые

возможности для знакомства ребенка с окружающим миром.

3. Использование метода совместного рисования дает возможность развивать средства коммуникации.

4. Совместное рисование также дает возможности проведения с ребенком терапевтической работы. Для этого рисуются сюжеты из жизни ребенка, в которых он испытывает разного рода затруднения – бытовые моменты, то, чего ребенок боится и т. д. При этом сюжеты проговариваются, и обязательно находится выход из создавшейся трудной ситуации, предлагается благополучный вариант развития событий.

Дефектолог – специалист, занимающийся развитием, обучением и воспитанием «особенных» детей (детей с физическими и психическими нарушениями). Мы говорим о таких отличиях ребенка как: задержка речевого развития, задержка психомоторного развития, умственная отсталость, аутизм, эпилепсия, ДЦП и т.д.   

Целью работы дефектолога является адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития. Если Ваш ребенок замкнут, застенчив, стеснителен или наоборот проявляет агрессию к окружающим, не находит контакта со сверстниками, тяжело адаптируется к новой среде, испытывает различного рода страхи, то Вам необходимо обратиться за помощью к психологу.

Педагог-психолог нашего центра на консультации проведет диагностическое обследование, даст ответы на все интересующие вас вопросы по поводу развития и воспитания ребенка.

На индивидуальных занятиях ребенок научится управлять своими эмоциями, справляться со стрессом, страхами, находить контакт с окружающими.

Занятия проводятся индивидуально, ежедневно, продолжительность занятия 30 минут

Учитель-логопед

 Дети, поступившие в ГБУ «РСЦ ДОП», зачастую имеют множественные и достаточно сложные речевые нарушения. Перед тем, как начать работать над речевыми навыками ребенка, логопед анализирует текущий уровень их развития. Специалист продумывает не только процесс обучения речи, но и процесс переноса каждого навыка в повседневную жизнь. Поэтому в первую очередь обучают тем словам, которые используются в жизни ежедневно. После знакомства с названиями предметов ребенок учится понимать названия простых движений, действий. Для этого используются картинки, фотографии, наглядные примеры. Когда у ребенка появляются начальные навыки понимания речи, его можно обучать экспрессивной речи. Начинают работу с подражания звукам и артикуляционным движениям. Из отработанных звуков в дальнейшем формируют первые слова. Учитель-логопед в своей работе использует артикуляционную гимнастику, логопедический массаж и т.д..

   В основе коррекционных упражнений лежат игровые методы. Ведь игра в дошкольном возрасте детей занимает ведущие позиции и способствует их развитию.  Занятия с логопедом не являются исключением. На первом месте в работе учителя –логопеда ГБУ «РСЦ ДОП» лежит индивидуальный подход к каждому подопечному

Метод Томатис

Нервная система ребенка чрезвычайно уязвима к различным факторам внешней среды, поэтому спровоцировать нарушения в ее работе могут самые разные причины. Достичь эмоционального равновесия, устранить коммуникационные проблемы, улучшить двигательную и умственную активность, поможет метод аудио-психо-фоностимуяции  А. Томатиса (Томатис-терапия), в основе которого лежат слуховые тренировки. Основная цель  терапии – научить заново слушать и слышать. Это позволяет развивать не только познавательные процессы, но и избавиться от множества психических расстройств и нарушений развития. Основные показания для Томатис-терапии:

-все формы нарушения речи;

  • -заикание;
  • -расстройство  аутистического  спектра;
  • -нарушения сна;
  • -трудности обучения в школе;
  • -синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • -нарушенная коммуникация, когда ребенку трудно преодолеть барьер общения;

-нарушение функций  движения,  ДЦП (одна из функций уха – это —-  координация движений, так что эта терапия помогает улучшить моторные навыки).

МЕТОД БИОАКУСТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА (БАК)

В детской неврологии БАК эффективно используется для немедикаментозного лечения патологий, возникших вследствие родовой травмы, ДЦП, органического поражения мозга, нейроинфекций, осложнений после прививок, аутизме, задержке психического, речевого, моторного развития, синдроме дефицита внимания и гиперактивности, энурезе, тиках, заикании. А также: для улучшения психоэмоционального состояния (как у детей, так и у взрослых), повышения стрессоустойчивости, снижения возбудимости, нормализации сна, настроения, активности и мышечного тонуса, улучшения аппетита; а также для снижения нервозности, депрессивности, тревожности, агрессивности, раздражительности и усталости.

Воспитатель

Воспитатель ГБУ «РСЦ ДОП» выполняет ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями дефекта. При этом воспитатель направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.

В Центре воспитателю предоставлены все условия для всестороннего развития личности ребенка с различными нарушениями, для развития коммуникативных навыков, для коррекции проявления нежелательного поведения ребенка с нарушениями поведения. Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада.

Учебный класс                                  

В учебном классе учитель с большим опытом работы проводит занятия по коррекции и развитию учебных навыков подопечных. Проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия, способствующие формированию навыков взаимодействия со сверстниками, навыков коммуникации. Занятия в учебном классе проводятся пять дней в неделю.

Интерактивный сенсорный стол

незаменим в учреждениях, где обучаются дети с РАС. Как правило, ребенка с РАС не просто вывести на контакт, таким деткам сложно общаться с другими людьми. Интерактивный сенсорный стол открывает огромные возможности в коррекционной работе с особенными детьми. Обычно занятия проходят в игровой форме. Специально разработанный контент с учетом особенностей развития детей с РАС способствует их взаимодействию, поощряет и учит детей работать в команде, общаться друг с другом, тем самым способствуя социализации детей.. В устройстве установлено большое количество игр, приложений и методических материалов для улучшения:

– визуального восприятия;                 

– мелкой моторики, артикуляции;

– логики, мышления, речи;

– концентрации внимания, усидчивости;

– внимания, памяти;

– ориентации в пространстве;

– навыка описания, имитации.